Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки

Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки
        «ГРАНИЦЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ. ЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ» («Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung». (Tubingen. 1902; рус. пер.: Спб., 1903) — главная гносеологическая работа лидера баденской школы неокантианства Г. Риккерта.
        В книге анализируется специфика образования понятий в гуманитарных науках (прежде всего, в истории) и обосновывается принципиальное различие между историческим и естественнонаучным мышлением. Общую задачу любой науки Риккерт понимает в кантианском смысле — как преодоление экстенсивного и интенсивного многообразия данных в опыте явлений. Естествознание выполняет ее путем образования общих понятий, построения классификаций и поиска законов, выражающих общие свойства и отношения явлений. В отличие от этого, историческая наука нацелена на познание единичных, уникальных явлений. Различие двух типов наук обусловлено не предметом, а методом: действительность становится природой, когда мы рассматриваем ее с точки зрения общего; она становится историей, когда имеется в виду частное. Там, где действительность должна быть постигнута в ее индивидуальности и конкретности, бессмысленно подводить ее под общие законы. Поэтому Риккерт считает, что «исторических законов» нет и быть не может. И не потому, что их трудно открывать, как считал О. Конт, а потому, что историческая наука и установление общих законов взаимно исключают друг друга. Хотя в естествознании существуют исторические элементы (напр., история Солнечной системы, история биологического вида и т. п.), а естественные элементы есть в истории, с логико-гносеологической точки зрения важно принципиально разграничить естествознание и историю.
        Такое разграничение недостижимо, если основой исторических наук считать психологию и трактовать их как «науки о духе» (В. Дильтей). Во-первых, по Риккерту, нужно строго различать психологический субъект и гносеологический субъект. Во-вторых, психология разрабатывается преимущественно сообразно естественнонаучному методу - Понятия обобщающей психологии слишком бедны содержанием, для того чтобы оказывать историку существенную помощь. Это признавал и сам Дильтей, указывая на недостаточность «объясняющей психологии» для понимания культурной деятельности человека. Ближе к истине подошел Г. Зиммель, который проводил различие между повествовательными науками и науками, устанавливающими законы. Но точнее всех о противоположности между естествознанием и исторической наукой сказал В. Виндельбанд, который разграничил «науки, занимающиеся событиями» и использующие «идеографический метод», и «науки, формулирующие законы» на основе «номотетического метода». Сам Риккерт наряду с этой терминологией использует понятия «индивидуализирующие» и «генерализирующие» науки.
        В самой большой, четвертой, главе работы Риккерт рассматривает проблему образования понятий с индивидуальным содержанием. В принципе, возможность изображения индивидуального показывает искусство, но оно работает с образами, а не с понятиями. В научном познании индивидуализирующие понятия образуются благодаря отнесению объектов к ценностям. Под ними понимаются такие регулятивные идеи, как добро, красота, истина, святость и др. Для исторически индивидуального события, личности и т.п. Риккерт вводит понятие «исторический индивидуум». Их выделение из гигантского многообразия исторического материала происходит не на основе «общего со всеми», а на основе отнесения к ценностям в качестве «важного для всех», «общезначимого». Таким образом, исторический индивидуум в своей уникальности репрезентирует универсальные ценности. Напр., именно Гёте, а не многие обычные люди, которые жили вокруг него, выделяется историком в качестве общезначимой фигуры при описании соответствующего периода немецкой истории. Исторического индивидуума тоже нельзя принимать как нечто изолированное, он включен в историческую связь как объемлющее целое. Но и историческое целое — не общее, а также индивидуальное и особое. Напр., итальянское Возрождение является историческим индивидуумом, как и Макиавелли, который включен в это целое.
        Риккерт рассматривает также отличие исторической причинности от физической. Понятие однократного и индивидуального причинного ряда в истории (напр., в жизни одного человека или страны) исключает возможность его выражения посредством квазиприродных законов. Историческое течение событий обычно характеризуют как развитие, и задачей науки истории признают изображение развития ее объектов. Риккерт разбирает понятие развития в естествознании, в частности в биологии. Развитие живых существ свидетельствует о телеологии, о немеханическом роде причинности. Эта форма телеологических стадий развития есть и в истории, но она носит однократный характер и может быть соотнесена с некоторой ценностью. Определенную проблему для Риккерта представляет статус таких наук, как политическая экономия, социология, юриспруденция. Эти науки относят свои объекты к ценностям, но пользуются, в основном, общими понятиями и стремятся установить законы. Такие науки он называет ценностными генерализирующими науками.
        В заключительной части работы Риккерт разбирает мировоззренческие вопросы, связанные с противоположностью естествознания и истории. Он выступает против сторонников тезиса об универсальности натуралистического мировоззрения, считающих, что подлинными науками являются лишь науки о природе что историю нельзя считать наукой, или же, что превратить историю в науку можно, лишь придав ей естественнонаучный фундамент. Риккерт считает, что история является подлинной наукой, которой не нужно копировать естествознание и у которой свои критерии эмпирической и метафизической объективности. С позиций исторического мировоззрения и духа кантовской философии важна критическая объективность, которая обосновывает подбор и значимость для определенных предметов познания соответствующих методов и средств.
        В.П. Филатов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки" в других словарях:

  • РИККЕРТ — (Rickert) Генрих (25.05. 1863, Данциг 28.07.1936, Гейдельберг) основатель (совместно с В. Виндельбандом) баденской школы неокантианства, представитель трансцендентального идеализма, оказавший влияние на формирование теоретико методологических… …   Энциклопедия социологии

  • РИККЕРТ — (Rickert) Генрих (1863 1936) нем. философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Границы естественно научного образования понятий», «Философия истории», «Философия жизни». Р.… …   Философская энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»